Жизнь: Ты вези меня, троллейбус
Первый в Казахстане троллейбусный парк открылся
в 1944 году в Алма-Ате. Предприятие работает до сих пор,
хотя количество маршрутов по сравнению с началом 90-х
годов сократилось вдвое. Троллейбусное движение также
сохранилось в Петропавловске, Таразе, Актобе, Шымкенте.
Экологически чистый транспорт оказался никому не нужным
в Костанае, Астане, Караганде, Атырау.
О перспективах говорить рано
Когда-то троллейбусы в нашем городе
перевозили чуть ли не половину всех пассажиров. Сейчас
же в Актобе остался только один из пяти существовавших
ранее маршрутов. Его обслуживает всего 10 машин.
Руководство троллейбусного парка надеется, что
экологически чистому транспорту ещё можно вернуть былую
популярность.
Актюбинск стал пятым городом Казахстана после Алма-Аты,
Караганды, Петропавловска и Джамбула, где открыли
троллейбусное движение. После этого экологически чистый
транспорт появился ещё в нескольких областных центрах
республики, однако не везде ему удалось выжить в годы
развала Советского Союза.
Идею подал Ливенцов
Первую троллейбусную линию в Актюбинске ввели в
эксплуатацию 28 лет назад.
– Идея развития в нашем городе нового вида общественного
транспорта принадлежит первому секретарю обкома партии
Василию Ливенцову, – рассказывает главный
инженер троллейбусного парка Гиззат
АЛДИЯРОВ. – Строительство тяговых подстанций,
административного и производственных зданий началось в
1979 году. Одновременно устанавливали опоры и тянули
контактные сети. Грандиозный для сравнительно небольшого
города проект финансировался из республиканского
бюджета. Работы вело строительное управление «Казхимэлектромонтаж».
Помощь оказывали специалисты из Алма-Аты и других
городов Советского Союза. Для запуска линии завозили
оборудование, которое выпускали на разных заводах
страны. Например, тяговое оснащение делали только в
Запорожье, контактный провод из чистой меди – в
Свердловске.
Торжественное открытие первой линии состоялось 11
августа 1982 года. На церемонию в Актюбинск специально
прилетел первый секретарь ЦК компартии Казахстана
Динмухамед Кунаев. На маршрут №1 «Студенческая – парк
им.Пушкина» в тот день вышло пять троллейбусов. В этом
же году началось движение по маршрутам №3 и №4. Через
несколько лет местные специалисты построили и запустили
линию вокруг 11-го микрорайона, по набережной Сазды с
выездом на автовокзал. К началу 90-х в нашем городе уже
было пять маршрутов.
Бурное развитие
– Первые актюбинские водители троллейбусов обучались в
Алма-Ате, – вспоминает Гиззат Алдияров (на новом
предприятии он начинал трудиться электромонтёром тяговой
подстанции). – А в 1984 году мы открыли класс у себя и
кадры стали готовить сами. Теорию преподавали
инженерно-технические работники парка, а на практике
курсанты стажировались у водителей, уже имевших к тому
времени определённый опыт.
По словам главного инженера, до развала Советского Союза
троллейбусное движение в Актюбинске бурно развивалось. В
лучшие годы в парке насчитывалось 64 машины, на линию
ежедневно выпускали 49-50 троллейбусов. Этот показатель
– КИП (коэффициент использования парка) – был одним из
самых высоких в республике. Водители работали в три
смены, а специалисты-ремонтники – круглосуточно.
Движение начиналось в 5.55 и заканчивалось после
полуночи. На предприятии была отличная ремонтная база с
компрессорным, шиномонтажным, аккумуляторным, токарным и
другими цехами. Планировалось открыть маршруты в
аэропорт, к заводу «Актюбсельмаш», на рынок Жилгородка.
Для новых линий даже опоры поставили. Но этим планам не
суждено было осуществиться.
Остался только «первый»
После развала Советского Союза в троллейбусном парке
наступили тяжёлые времена. Техника устаревала, часто
выходила из строя. В 1993 году пришлось закрыть 3-й
маршрут, спустя семь лет прекратилось движение ещё по
трём направлениям. Продолжала функционировать только
линия от остановки «Студенческая» до парка имени
Пушкина. Долги по зарплате работникам предприятия
составляли от 300 до 500 тысяч тенге.
– Раньше запасные части мы получали централизованно, –
рассказывает главный
механик троллейбусного парка Ербулат
КУШЕРБАЕВ (начинал
работать слесарем по ремонту троллейбусов). – Поставки
были регулярными. Некоторые детали делали сами, наши
умельцы даже двигатели перематывали. Сейчас о том
времени остаётся только вспоминать. Ситуация с запасными
частями очень тяжёлая: что возможно – реставрируем,
остальное приобретаем на российских заводах.
Пошло обновление
Актюбинский троллейбусный парк не обновлялся с 1994
года. Четыре новых машины с Башкирского завода пришли в
2006-м. Техника областной казне обошлась в 48 миллионов
тенге.
– Совсем недавно наш парк пополнился ещё шестью
троллейбусами, которые приобретены в Караганде, –
говорит главный инженер предприятия Гиззат Алдияров. –
Там троллейбусный парк из-за финансовых проблем закрылся
в апреле этого года. Машины эксплуатировались с 2006
года, но они в отличном состоянии. Благодаря поддержке
областного и городского акиматов положение начинает
выправляться, но о перспективах развития троллейбусного
движения в Актобе пока говорить рано. Сейчас главное –
сохранить существующую базу и единственный действующий
маршрут. Надеемся, парк ещё пополнится новой техникой.
После этого можно будет думать о дальнейших планах.
Опытный водитель линии не испортит
Из первых водителей актюбинских троллейбусов
в парке до сих пор работает только Татьяна ОРЕХОВА.
Корреспондент «Эврики» проехал с ней в качестве стажёра
два круга.
Не так давно в Актюбинском троллейбусном парке трудились
около сотни водителей, а сейчас их всего 12. Из тех, кто
вывел машины на маршрут в далёком 1982-м, осталась
только Татьяна Орехова. Коллеги, у которых стаж
поменьше, уважают её, но обращаются к старейшине не по
имени-отчеству, а просто – Татьяна.
Мечта о баранке
– Раньше я работала штукатуром-маляром, – рассказывает
Татьяна Александровна, внимательно следя за дорогой и
принимая на остановках у пассажиров плату за проезд. –
Как-то прочитала в газете объявление о наборе на курсы
водителей троллейбусов и сразу решила, что освою эту
профессию. Я ведь с детства мечтала крутить баранку,
неважно, будет это руль автомобиля или троллейбуса.
Узнав о моём выборе, родители только сказали: «Захотела,
дочка, – иди». Вот так я и села за баранку троллейбуса,
а прав на вождение автомобиля у меня нет до сих пор. С
того времени я ни на один день не оставляла
троллейбусный парк. И даже в годы развала мне не
хотелось уйти с этой работы. Потому что я её очень
люблю.
Татьяна Орехова согласна с утверждением, что водитель
троллейбуса так же, как и водитель трамвая, – женская
профессия. По её словам, в первом потоке курсантов,
которые обучались в Алма-Ате, парней и девушек было
примерно одинаково. Но работать по профессии девушек
осталось больше.
Первый рейс
Татьяна Александровна периодически включает компрессор
для закачки воздуха в пневматическую систему и
продолжает свой рассказ.
– В Алма-Ате практика продолжалась в течение трёх
месяцев, – вспоминает водитель. – На маршруты курсантов
отправляли в качестве стажёров. В первом рейсе было
очень тяжело и немного страшно. В Алма-Ате маршруты
гораздо протяжённей наших. Уже тогда на улицах там было
интенсивное движение. Вдобавок ко всему – пересечённая
местность. Троллейбус был старый. Боялась, что он у меня
где-нибудь в пути сломается. А когда вернулась в родной
город, страха совсем не было – села за руль и
поехала. Хорошо запомнила, как на церемонии
открытия первой линии Кунаев вручил директору парка
символический ключ и сказал водителям: «Счастливого пути
вам и вашим пассажирам».
По словам Татьяны Ореховой, из тех курсантов, кто вместе
с ней проходил стажировку в столице, некоторые ещё живут
в Актобе, пересели на автомобили, открыли свой бизнес
или занялись частным извозом. Другие же выехали за
пределы Казахстана.
Зайчик мой
Когда в Актюбинске появились троллейбусы, горожане сразу
окрестили их «рогатыми» и «тараканами». Но в этих
прозвищах не было ни тени презрения. Напротив,
воспользоваться диковинным для нашего города видом
общественного транспорта стремился каждый. Троллейбусы
вальяжно разъезжали по улицам и вскоре составили
серьёзную конкуренцию автобусам.
– У моего первого троллейбуса был девятый бортовой
номер, – говорит Татьяна Орехова. – Его я ласково
называла «зайчик мой». Поначалу, конечно, сильно
уставала на работе. А сейчас усталости совсем не
чувствую, наверное, уже вошло в привычку по нескольку
часов крутить баранку.
Круг за кругом
Рабочий день Татьяны Александровны начинается в 5 часов
утра. До троллейбусного парка и летом, и зимой она
добирается пешком, дорога занимает 15 минут. Первым
делом водитель проходит медосмотр, потом проверяет
техническое состояние свой машины и только после этого
выезжает на линию.
Время полного оборота на первом и единственном маршруте
составляет 1 час 6 минут. Круги приходится наматывать с
7 до 19 часов. По окончании работы водитель ещё должен
вымыть троллейбус внутри и снаружи. Удивительно, что при
таком напряжённом графике Татьяна Орехова ещё успевает
содержать в порядке свой дом и находит время для внуков!
Раньше не то, что сейчас
Как говорит Татьяна Александровна, раньше работать было
веселей и интересней – много пассажиров, много
водителей. Ездить приходилось по всем маршрутам, кроме
5А. На этой линии в основном обкатывали новичков.
– Честно говоря, я уже и не помню, какую зарплату нам
платили в советское время, – размышляет водитель, – но
деньги мы получали приличные. Сейчас платят всего 20
тысяч тенге. Для меня главное, чтобы шли отчисления в
пенсионный фонд.
Про погони, музыку и пробки
– Пассажиры ездят разные, – просвещает Татьяна Орехова
корреспондента «Эврики», напросившегося к ней в стажёры.
– Иногда попадаются такие, что могут устроить скандал
из-за пустяка. Стараешься не обращать внимания на них и
не ввязываться в конфликты. Ко всем людям нужно
относиться ровно. А «зайцев» сейчас почти нет, это
раньше безбилетников часто приходилось ловить. Помню,
даже гонялись за ними с помощником по остановкам.
Кстати, по наблюдениям стажёра, некоторые пассажиры до
сих пор не знают, что троллейбус в нашем городе – самый
дешёвый вид общественного транспорта. При выходе многие
протягивали 35 тенге, как в автобусе, вместо положенных
25.
В кабине водителя негромко играла музыка.
– Радиоприёмник громче лучше не включать – не будешь
слышать, как работают узлы и агрегаты троллейбуса, –
объясняет Татьяна Александровна. – И без музыки тоже
нельзя – однообразный постоянный шум отрицательно
воздействует на слух. Самые напряжённые участки –
привокзальная площадь и остановка «Акация». Здесь всегда
большое скопление автомобилей и общественного
транспорта. Порой подолгу не удаётся встать на остановке
так, чтобы было удобно пассажирам.
Троллейбусы тоже угоняют
В истории Актюбинского троллейбусного парка был такой
случай, когда с его территории угнали троллейбус.
– Дело было так, – вспоминает Татьяна Орехова. – По
окончании вечерней смены все машины заехали в парк, а
утром одной из них на месте не оказалось. Через время
троллейбус нашли на остановке «Парк имени Пушкина».
Только потом выяснилось, что какому-то водителю после
работы захотелось доехать до дома на машине коллеги.
Проказника после этого случая уволили.
***
Заканчивался второй круг, подходила к концу
и «стажировка» сотрудника газеты. Во время «практики»
водитель Татьяна Орехова, за 28 лет работы не
допустившая ни одной аварийной ситуации, доверила
корреспонденту принимать плату за проезд и даже
позволила посидеть за рулём. Правда, баранку журналист
крутил не в пути, а на остановке. Два часа пролетели
незаметно, но их вполне хватило для того, чтобы понять:
в наше непростое время водителями троллейбусов
продолжают работать только те, кто по-настоящему предан
своей профессии.
|