На прошлой неделе “Д“ писал о простое троллейбусов.
Напомним: водители троллейбусного парка были возмущены
тем, что не могут зарабатывать на жизнь, так как
работают всего несколько дней в месяц. По контракту
водители за каждый день выезда отдают в казну парка по
тысяче тенге, оставшаяся от оплаты пассажирами проезда
сумма остается им. Твердого оклада у троллейбусников
нет, и поэтому они находятся в зависимости от отключений
энергии и прочих неприятностей. Тем временем
Серик
Абильжанов, президент ОАО “Троллейбусный парк“,
утверждает, что водители получают большие деньги, и
пишет диссертацию.
Сегодня он отвечает на наши вопросы.
- Серик Аманжолович, водители троллейбусов
жаловались, что тех, кто выступил по телевидению и в
открытую выражал недовольство, руководство парка обещало
уволить. Насколько верны эти опасения?
- Я считаю, что не имею морального права увольнять
людей за выступления. Могу уволить за пьянство,
безделье, но не за это. Я знаю, что троллейбусники -
самая уязвимая часть среди работников транспорта. Когда
я пришел в парк, здесь вся территория была захламлена,
мы вывезли восемь КамАЗов птичьего помета. Здесь не было
воды, отопления, канализации. Сейчас все это налажено.
Теперь посмотрите, какой у меня светлый кабинет, какой
актовый зал мы сделали!
- Однако тем, у кого не хватает средств на самое
необходимое - водителям троллейбусов, - наверняка не до
ремонта в вашем управлении. Для них куда важнее
обеспечивать свои семьи.
- Ну, а кто им не дает? Раньше водители сдавали в
парк ежедневную норму - 3 тысячи тенге, потом получали
зарплату. Сегодня они сдают по 1090 тенге, остальное
принадлежит им. Это 2 тысячи в день! Водитель работает
15 дней в месяц, значит, зарплата у него тридцать тысяч.
Думаю, это нормально, только на Жанажоле так
зарабатывают. Но там условия какие! А здесь ездишь на
экологически чистом транспорте...
- Вашими бы устами... В том-то и дело, что
троллейбусы выходят на линию далеко не каждый день. К
тому же не верится, что за день можно собрать две тысячи
тенге, не секрет, что на троллейбусах ездят в основном
льготники.
- Да, я согласен, бывает, что троллейбусы не
выходят, но это не по нашей вине. К примеру, во время
праздников, когда перекрывается центральный проспект ...
Недавно был простой из-за отключения энергии, но мы этот
вопрос уладили. Теперь у нас даже переплата 250 тысяч. И
вообще, я пообещал водителям, и это оговорено в
контракте, что если по нашей вине будет остановлено
движение транспорта, мы обязуемся выплатить сумму
минимальной зарплаты. Мне обидно, что водители
обратились к вам, минуя меня. Троллейбусники привыкли
работать, как летчики: отъездят свою смену и отдыхают, а
ухаживать за машиной, хотя бы помыть, не могут.
- Нередко транспорт в парке простаивает из-за
ремонтных работ. Каково техническое состояние
троллейбусов сегодня?
- Они очень изношены, парк не обновлялся много лет.
За запчастями нужно ехать в Россию. Сейчас один
троллейбус стоит, потому что нет покрышки на колесо, она
стоит 21 тысячу. Вообще, конечно, для нас выгоднее
содержать “ГАЗели“. Десять троллейбусов приносят 300
тысяч тенге в месяц, а затраты на них - 1180 тысяч.
Откуда я должен взять эту разницу? Нет, мы не собираемся
отказываться от троллейбусов, просто их содержание
напрямую зависит от состояния экономики в целом. Если
бюджет позволит, город будет с троллейбусами.
- Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
Можете ли вы пообещать водителям троллейбусов стабильный
заработок?
- Думаете, я не ищу выхода? Я хожу по чиновникам,
добиваюсь, доказываю. Кстати, я пишу диссертацию на тему
городского транспорта. Ищем возможность заработать.
Например, мы сдали часть помещений управления в аренду.
- Еще одна из претензий водителей - отсутствие
пенсионных отчислений.
- Это вина прежнего руководства, я сейчас занимаюсь
этим вопросом